В субботу в Москве прошел парад трамваев, посвященный годовщине начала регулярного трамвайного движения. Можно сказать, день рождения, 116 лет.
С одиннадцати утра и до трех дня на Чистопрудном бульваре выстроились самые разные вагоны: от легендарной конки до самых современных моделей. Посмотреть на это зрелище приехало очень много народу. К сожалению, я не успела к самому открытию, и попала в самую толпу.
Фотоотчет состоит из двух частей, и в первую попали фото трамваев с конца девятнадцатого и до начала двадцать первого века.
Описания вагонов взяты с табличек, которые были к ним прикреплены во время парада.
Конка
Вагон конно-железной дороги (с империалом — вторым ярусом).
Годы выпуска: 1872 — конец XIX века
Годы эксплуатации: 1872 — 1911 гг.
Изготовитель: «Боннар и Ко» (Франция)
Конструкция кузова: деревянный
Вместимость: 20 чел. (салон) + 18 чел. (империал)
Обслуживающий персонал: 2 чел. (кучер и кондуктор)
Вес: около 4 т
Вагон приводился в движение пароконной упряжкой, к которой на крутых подъемах добавлялись еще 1-2 пары лошадей.
На параде лошади были самым популярным экспонатом. Мне показалось, что популярнее, чем трамваи.
Такой вид открывается с нижней ступеньки, на которую я попала на тридцать секунд, отстояв минут пятнадцать в очереди мамаш с детишками желавшими сфотографироваться. Там лесенка такая винтовая, на крышу ведет — туда так и не дали пробраться.
Кто-то заглядывает в салон.
Попав на ступеньку, еле успела щелкнуть салон под натиском все тех же мамаш. Уютные креселки.
Трамвай-пароход.
Ф
Моторный трамвайный вагон типа «фонарный».
Годы выпуска: 1908-1914 гг.
Годы эксплуатации: 1908-1960 гг.
Изготовитель: Коломенский и Сормовский завод
Конструкция кузова: деревянный
Вместимость: 19 мест для сидения
Скорость: 40 км/час
Вес: 16,4 т
Вагон типа Ф был самым распространенным типом трамвайных вагонов в Москве в дореволюционные годы.
Очередь внутрь была не меньше, чем к лестнице конки, но двигалась быстрее, так что удалось оценить салон.
Невероятный момент: свободное сидение. Надо щелкнуть.
Ого, целая лавочка. Скорее, скорее фотик!
Около трамваев позируют модели в старинных костюмах, с которыми можно сфотографироваться. Учитывая плотность человеков на квадратный метр, сфотографироваться нельзя.
MaN
Прицепной трамвайный вагон («Нюрнбергский»)
Годы выпуска: 1908-1914 гг.
Годы эксплуатации: 1908-1947 гг.
Изготовитель: MaN (Германия), «Феникс» (Россия)
Конструкция кузова: деревянный
Вместимость: 19 мест для сидения
Вес: около 8 т
Самый распространенный тип прицепного трамвайного вагона в дореволюционные годы.
БФ
Моторный трамвайный вагон типа «Бесфонарный»
Годы выпуска: 1926-1929 гг.
Годы эксплуатации: 1926-1970 гг.
Изготовитель: Коломенский завод
Конструкция кузова: деревянный
Вместимость: 19 мест для сидения
Скорость: 40 км/час
Вес: 16,5 т
Кстати, у школы, в которой я училась, был номер 932.
Москвичи увидели трамваи.
КМ
Моторный трамвайный вагон («Коломенский моторный»)
Годы выпуска: 1926-1930 гг.
Годы эксплуатации: 1926-1974 гг.
Изготовитель: Коломенский и Сормовский завод
Конструкция кузова: деревянный
Вместимость: 27 мест для сидения
Скорость: 40 км/час
Вес: 21,2 т
КП
Прицепной трамвайный вагон («Коломенский прицепной»)
Годы выпуска: 1929-1935 гг.
Годы эксплуатации: 1929-1952 гг.
Изготовитель: Коломенский завод
Конструкция кузова: деревянный
Вместимость: 29 мест для сидения
Вес: около 15 т
Вагоны типа КП были относительно быстро исключены из инвентаря из-за неустранимых дефектов в конструкции тележек.
Вид из заднего окна на следующий трамвай.
МТВ-82
Моторный трамвайный вагон, созданный на заводе №82 — ныне Тушинский машиностроительный завод
Годы выпуска: 1947-1961 гг.
Годы эксплуатации: 1947-1981 гг.
Изготовитель: Завод №82 (ТМЗ), Рижский вагоностроительный завод (РВЗ)
Конструкция кузова: цельнометаллический
Вместимость: 39 мест для сидения
Скорость: 40 км/час
Вес: 19 т
Обстановка сильно напоминает самый обычный московский час пик. Главное отличие — люди на параде добрые и веселые.
РВЗ-6
Моторный трамвайный вагон, конструкция Рижского вагоностроительного завода, образец 1960 г.
Годы выпуска: 1960-1975 гг.
Годы эксплуатации: 1960-1966 гг.
Изготовитель: Рижский вагоностроительный завод (РВЗ)
Конструкция кузова: цельнометаллический
Вместимость: 36 мест для сидения
Скорость: 50 км/час
Вес: 18,4 т
Вагоны РВЗ-6 недолго эксплуатировались в Москве из-за массовых поставок чехословацких вагонов «Татра», обладавших лучшими характеристиками, чем РВЗ-6.
Татра Т-2 SU
Моторный трамвайный вагон
Годы выпуска: 1958-1963 гг.
Годы эксплуатации: 1959-1981 гг.
Изготовитель: «CKD-PRAHA» (Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический
Вместимость: 36 мест для сидения
Скорость: 60 км/час
Вес: 16,8 т
Эта чудо-машина предназначена для оплаты проезда и получения билетика. Кстати, сейчас девайса, выполняющего аналогичную функцию, очень и очень не хватает.
Татра Т-3 SU
Моторный трамвайный вагон (ранний вариант)
Годы выпуска: 1963-1966 гг.
Годы эксплуатации: 1959 — начало 1980-х гг.
Изготовитель: «CKD-PRAHA» (Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический
Вместимость: 36 мест для сидения
Скорость: 60 км/час
Вес: около 15 т
Вагоны Т-3 SU ранних поставок отличались от более поздних иной конструкцией ветрового стекла, узкими форточками пассажирского салона, иными створками дверей, обилием хромированных молдингов и т.д.
Татра Т-6 B5
Моторный трамвайный вагон (Т-3М)
Годы выпуска: начало 1980-х — середина 1990-х гг.
Годы эксплуатации: 1983 — 2000-е гг.
Изготовитель: «CKD-PRAHA» (Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический
Вместимость: 32 места для сидения
Скорость: 60 км/час
Вес: 17,8 т
Вагоны Т-3М (Т-6 B5) эксплуатировались в Краснопресненском депо Москвы в количестве двух единиц. Оснащены тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ)
Если честно, я не помню таких «квадратных» снаружи вагонов, а вот салон уже более, чем узнаваемый. Эти сидения напоминают мне доделывания домашки по английскому по дороге на курсы. Дело было в 2002-м.
Татра Т-7 B5
Моторный трамвайный вагон (№ 7005)
Годы выпуска: вторая половина 1980-х — начало 1990-х гг.
Годы эксплуатации: начало 1990-х — 2008 гг.
Изготовитель: «CKD-PRAHA» (Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический
Вместимость: 32 места для сидения
Скорость: 60 км/час
Вес: 18,1 т
Вагоны Т-7 B5 эксплуатировались в Краснопресненском депо Москвы в общем количестве 6 единиц.
71-135
ЛМ-2000
Годы эксплуатации: 2001 — 2014 гг.
Изготовитель: Петербургский трамвайно-механический завод (ПТМЗ)
Конструкция кузова: цельнометаллический
Вместимость: 36 мест для сидения
Скорость: 60 км/час
Построен в 2001 году в единственном экземпляре. Был разработан по заказу Москвы с габаритами, как у вагона «Татра» Т-3 и оригинальным но довольно своеобразным дизайном.
На этом историческая часть прошедшего парада заканчивается, и в следующей части перейдем к современным разработкам и решениям.
Отличная подборочка! Красиво и интересно!